Понять, почему Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира, можно только предприняв самостоятельное путешествие по легендарной дороге. В течение одного светового дня меняются пейзажи, и каждый раз, будь то зима или лето, в солнце или в дождь, утром или вечером, взору открываются удивительные красоты. Чуйский тракт покажет туристу знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью горной страны. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи.
Алтай бережно хранит следы древних эпох, поэтому сюда регулярно отправляется множество научных экспедиций. По всему тракту, буквально рукой подать, до памятников археологии: многочисленные поселения и городища, ритуальные сооружения, погребальные комплексы, стелы, наскальные рисунки, — все это, в совокупности с уникальным природным ландшафтом, превращает путешествие по Чуйскому тракту в посещение музея под открытым небом.
Чуйским трактом называют федеральную трассу Р-256 (М-52), которая начинается в городе Новосибирске и следует до самой границы с Монголией. Однако официально он начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается в поселке Ташанта. Протяженность автомагистрали — 953 км.
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, по адресу: пер. Центральный, 10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.
История освоения этой дороги берет свое начало еще в 3 тыс. до н.э., именно здесь по Северной дороге Великого Шелкового пути шли караваны с товарами из Китая, Тибета и Передней Азии. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом. Таковым он оставался вплоть до второй половины 19 века.
Вопрос о необходимости строительства « удобной» дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х гг. Но многочисленные проекты того времени остались лишь на бумаге, по вполне банальной причине - отсутствие средств. В начале 90-х гг. более или менее удобная дорога была построена на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача. Бийские купцы, проявив инициативу, в короткий срок собрали «с лиц, торгующих в Монголии» около 10000 руб. для строительства дороги. И в середине 1903 г. строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача.
На строительство было затрачено около 80000 рублей, или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства. После строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились, и к 1914 г. тракт находился в "прежнем первобытном состоянии".
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил инженер ведомства путей сообщения В.Я. Шишков, будущий известный писатель. Они проделали огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся Первой мировой войной, событиями революции и Гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 г. Был построен мост через Чую около Кош-Агача, в 1923 г. были построены три парома через Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 30-е годы двадцатого века для дальнейшего строительства тракта в качестве основной рабочей силы были привлечены заключенные. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост.
Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км
Сейчас Чуйский тракт – это важная транспортная артерия не только для Горного Алтая, но и всей страны в целом.
Путешествие по Чуйскому тракту - это путешествие одновременно и в пространстве и во времени.