Главная/Об Алтае/Ининский мост

Ининский мост

Ининский мост

     Если ваше путешествие по Алтаю проходит по Чуйскому тракту в сторону Монголии, то проезжая с.Иня (Онгудайский р-н, Республика Алтай) с правой стороны вы обязательно увидите старый ныне не действующий подвесной мост через реку Катунь. В путеводителях по Алтаю его обозначают как Ининский мост или Цаплинский (по фамилии инженера его спроектировавшего). Но у этого моста есть еще одно название - "дембельский". Так почему же он так называется?

   В 1934 году студент Московского автодорожного института Сергей Афанасьевич Цаплин был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Цаплин со студенческой скамьи увлекался теорией висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу — двухтроссовый мост с фермами.

   Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через Катунь на данном участке дороги осуществлялось с помощью паромной переправы.

   Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители села Иня, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. На левом берегу на пригорке стоял ограждённый колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля.

   После завершения работ всех заключённых обещали амнистировать, поэтому у моста было ещё одно название — «дембельский». Работы велись как днём, так и ночью при свете фонарей. В апреле 1936 года начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост был открыт!

   Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал в обрыв. Погибли 27 человек.

   Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста.

Теги дембельский_мост подвесной_мост цаплинский_мост мост_в_селе_иня мост_через_катунь ининсий_мост
"И пусть Ваши мечты станут реальностью..."
Вдохновляем на
путешествия
logog
Мы в реестре туроператоров

ООО "ТРЭВЭЛ ТАЙМ"  ИНН 2225217486
Номер в реестре: 022609
Размер финансового обеспечения 500000 руб.
Договор № 433-731-007098/21 от 29.01.2021г.
Оставьте заявку
Наши специалисты свяжутся с Вами в течение 5 минут!
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я ознакомлен(а) с пользовательским соглашением*
Спасибо! Форма отправлена